Страница 1 из 1

Подвесные лодочные моторы. Основные характеристики.

Добавлено: 13 фев 2019, 15:34
Модератор
Чтобы понять, какой вариант мотора лучше подойдет для лодки, необходимо ознакомиться с основными его характеристиками, обратив особое внимание на следующие параметры:
• Тип двигателя;
• Мощность;
• Вес.

Типы моторов

Подвесные моторы бывают двух основных типов:
1. Бензиновые
2. Электрические

Бензиновые моторы

Тип двигателя

Бензиновые моторы могут быть двухтактными или четырехтактными.

Двухтактные. В качестве топлива применяется смесь бензина и масла. Соотношение масла и бензина должно быть строго определенным (регламентируется производителем). Если в смеси масла будет больше чем нужно, мотор будет чадить, а если меньше, греться.
Дорогие модели комплектуются автоматическими механизмами смешивания, которые избавляют человека от ручного труда.
Четырехтактные. В качестве топлива применяется обычный бензин. Работают тише двухтактных двигателей, но их габариты при той же мощности больше. Уровень выброса вредных веществ меньше, но и стоят они дороже двухтактных.

Количество и размер цилиндров

Важной характеристикой бензинового двигателя является рабочий объем камеры сгорания, от него зависит потребление топлива и мощность привода.
С увеличением рабочего объема увеличивается мощность, габариты мотора и расход горючего. Однако мощность зависит не только от рабочего объема, но и от других особенностей конструкции, например, наличия турбонаддува и количества тактов. С увеличением количества цилиндров растет плавность хода.

Мощность

Одноцилиндровые двигатели относятся к категории маломощных лодочных моторов и имеют рабочее значение в диапазоне 2−6 л. с. С ними лодка может развить скорость не более 10 км/ ч. Но зато они весят не больше 20 кг.

У двухцилиндровых двигателей мощность составляет от 8 до 50 л. с. Весят такие агрегаты примерно от 30 до 80 кг. Главным преимуществом более мощных моторов является возможность выводить лодку на глиссирование. При глиссировании значительно сокращается расход топлива, нежели тогда, когда лодка глубоко посажена в воду. Такие двигатели позволяют быстро добраться до наиболее удаленных участков водоёма, прокатиться с ветерком или отправиться в небольшое путешествие. На лодки из ПВХ редко устанавливают моторы мощностью больше 20 л.с. Расход топлива при этом составляет в среднем 5 л/час.

Гребной винт

Гребной винт служит для преобразования крутящего момента коленчатого вала двигателя в толкаю­щее усилие, т. е. тягу гребного винта.

Гребные винты подвесных моторов изготовляются двух-, трех- и четырехлопастные. Чем больше лопастей, тем выше плавность хода и манёвренность. Однако при увеличении количества лопастей проскальзывание становится больше (увеличивается сопротивление воды) и эффективность привода уменьшается.

Винты бывают правого вращения, т. е. когда крутятся при ходе судна вперед по направлению часовой стрелки, если смотреть на судно со стороны винта, и левого вращения, т. е. когда крутятся против часовой стрелки. Направление вращения и размеры крепления должны соответствовать применяемому мотору. Стандартными являются винты с правым вращением, но если на лодке установлено два привода, винты должны крутиться в разные стороны, если винты будут совершать обороты в одну, сторону судно будет сносить при прямом положении руля.

Диаметром гребного винта называется диаметр окружности, образованной конечными точками его лопастей при вра­щении.

Шагом винта называется расстояние, на которое подвинулся бы гребной винт при одном своем повороте, ввинчиваясь в окружающую среду без проскальзывания, подобно винту в гайке. Это основная характеристика винта, влияющая на нагрузку мотора. С увеличением шага винта скорость передвижения лодки может увеличится, но нагрузка на привод становится больше.

Проскальзывание винта — это величина равная разнице между идеальным и реальным шагом винта. Чем меньше проскальзывание, тем выше коэффициент полезного действия всего привода лодки.
винт.png
винт.png (35.17 КБ) 25389 просмотров

Для того чтобы подобрать гребной винт нужно включить двигатель и подождать, пока он не выйдет на свою номинальную мощность, после измерить число оборотов в минуту тахометром на максимальных оборотах.
Если измеренное число вращения окажется меньше указанного в документации для данного мотора, нужно установить винт с меньшим шагом (это компенсирует нехватку оборотов). Уменьшение шага винта на один дюйм увеличивает количество оборотов примерно на 200 об/мин.
Так же важна глубина погружения. Недостаточное заглубление приведет к тому, что гребной винт будет находиться в зоне гидродинамической тени кормы и не сможет развить тягу. В результате судно даже с мощным мотором не наберет высокую скорость. Если гребной винт расположить ниже оптимальной отметки это вызовет ненужные напряжения в конструкции привода, и система выхлопа будет действовать менее эффективно, что уменьшит развиваемую мощность, а при прохождении мели увеличится риск поломки устройства.

Высота транса для лодочного мотора

Для того чтобы правильно подобрать лодочный мотор нужно определить высоту транца судна.
Транцем называется задняя часть лодки, на которой устанавливается двигатель. Высота транца это расстояние от низа до верха судна. Чтобы гребной винт был расположен на оптимальной глубине, высота транца должна быть равна рекомендованной для привода.
Длина дейдвуда это расстояние от места монтажа двигателя до нижней точки транса. Между антикавитационной плитой и нижней точки транца должно быть 15-25мм. В некоторых случаях наилучшая глубина погружения гребного винта определяется опытным путем.

Охлаждение лодочного мотора
Системы охлаждения бывают двух типов:
• Воздушное;
• Водяное.

Воздушная система охлаждения бывает:
• активная использующая вентилятор;
• пассивная с радиаторами.

Это очень простая конструкция и ее эффективность невысока. Применяется для двигателей, мощность которых меньше 5 лошадиных сил.
Водяная система охлаждения использует воду из водоема и после использования сбрасывается за борт.

Передача

Система передач предназначена для измерения скорости и направления движения судна. Может находиться в трех положениях «передняя», «задняя» и «нейтрал».

«Передняя» передача включена при движении вперед
При включении «задней» винт вращается в обратную сторону и заставляет судно двигаться в противоположную сторону. Эта функция отсутствует у дешевых моделей.

При включенной «нейтральной» передачи вращение не передается от двигателя на вал, и лодка не будет двигаться при работающем моторе.

Выхлопная система

Бывает двух типов:
• над винтом,
• через винт.
В самых простых конструкциях, устроенных по принципу над винтом, газы сбрасываются непосредственно в воздух. Они самые простые и дешевые, но создают неудобства для людей, находящихся в лодке из-за создаваемого ими шума и вредных выхлопов.

Запуск мотора

Для запуска двигателя с ручным механизмом человек управляющий судном должен дернуть за тросик, чтобы мотор заработал. Механизм меньше весит и более компактен, так как для ее работы не нужен аккумулятор. При использовании ручного механизма не нужно беспокоиться о том, заряжен ли аккумулятор.
В электрической системе для запуска применяется стартер, получающий питание от аккумулятора. Главное преимущество удобство запуска – нужно нажать кнопку или сделать поворот ключом в замке зажигания. Большие габариты и вес являются недостатком.

Генератор

В конструкции любого бензинового ДВС присутствует генератор, который вырабатывает электрическую энергию, необходимую для работы системы зажигания. Однако не ко всякому генератору можно подключить внешние устройства. Питание от него удобнее, чем от аккумулятора и многие системы эхолокации, навигации, радиосвязи и другие рассчитаны на питание именно от генератора.
Стандартное напряжение на выходе генератора 12 вольт. Одна из характеристик генератора – максимальный вырабатываемый ток, чем он больше, тем больше различных устройств можно подключить к генератору.



Электрические моторы

Электрические моторы имеют небольшой вес и почти не шумят, проще по конструкции и дешевле. Однако из-за того, что для мощных электромоторов потребовались бы слишком большие аккумуляторы они выпускаются маленькой мощности, обычно не больше 5 л.с. (3677,5 Вт).

Тяга

Для электрических лодочных моторов указывают движущую силу, которую он может создать или тягу. Этот параметр измеряется в килограммах и служит объективным показателем возможностей мотора. Параметр тяги нужно учитывать при выборе веса лодки.

Аккумулятор

Аккумуляторы служат в качестве источников питания электромоторов. Наиболее распространенные аккумуляторы выдают напряжение 12 вольт.
Для электрических лодочных приводов существуют два типа аккумуляторов: стартовые и тяговые.
Стартовые аккумуляторы способны выдавать большие значения тока, но только на протяжении короткого промежутка времени. При длительной работе происходит глубокая разрядка аккумуляторов, и они становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации.
Тяговые аккумуляторы отлично выдерживают полный разряд и лучше приспособлены для работы в качестве источника тока для лодочных электрических двигателей.
Существуют тяговые аккумуляторы с гелевидным электролитом, который защищает пластины от вибрации и протечек при наклоне, батарея имеет высокую прочность. Даже через месяц, после того, как он полностью разрядится, аккумуляторы зарядятся на сто процентов своей первоначальной емкости.

Максимальный ток

Чем больше мощность двигателя, тем выше потребляемый максимальный ток, он важен при выборе аккумулятора. Максимальный ток разрядки аккумулятора должен быть больше максимального тока, потребляемого мотором на 15-20%.
Зная емкость аккумуляторов и потребление мотора можно рассчитать время работы. Для этого нужно емкость аккумулятора разделит на потребляемый ток.
Например, при полностью заряженном аккумуляторе емкостью 80 ампер в час и двигателе, у которого максимальный ток равен 20 ампер двигатель будет работать примерно 4 часа.

Мощность

Мощность двигателей измеряется в лошадиных силах. Это справедливо как при использовании бензиновых, так и электрических моделей. Это связанно с тем, что на рынке лодочных моторов известность завоевали бензиновые двигатели, и поэтому производители электрических изделий показывают мощность в лошадиных силах. В техническом паспорте некоторых электромоторов мощность написана в киловаттах. Чтобы перевести киловатты в лошадиные силы нужно умножить мощность в киловаттах на 1,3596.

Подвесные лодочные моторы Основные характеристики

Добавлено: 02 авг 2019, 10:56
AnnaLudvigovna
Спасибо Про запасной винт я как-то и не подумал даже, реально надо иметь такую запчасть на лодочный мотор сузуки? Я думал, что они, ну эти моторы, достаточно прочные и качественные и могут разной степени тяжести и интенсивности нагрузки, для них тоже необходим запасной винт?