Выбор лодки. Основные термины и определения.

Модератор: Модератор

Ответить
Модератор
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05 фев 2019, 14:26

Выбор лодки. Основные термины и определения.

Сообщение Модератор » 05 фев 2019, 19:30

Как выбрать лодку ПВХ.

С чего начинается выбор лодки? В первую очередь с понимания, где и для чего будет применяться лодка. Сейчас я постараюсь избежать частностей и буду говорить о базовых принципах выбора лодки.

Где применяют и какие основные характеристики лодок.

Если вы рыбак или охотник и ваши основные водоёмы – озёра и реки, то нужно подумать сколько человек обычно бывает с вами на лодке, какое количество шмурдяка, снастей, еды вам понадобится. Исходя из этого можно рассмотреть несколько вариантов:
• Вы постоянно рыбачите один на тихой речке;
• Вы любите выезжать вдвоём – оно так веселее;
• Вы выезжаете большой дружной компанией.
Рассмотрим какие бывают лодки. Из чего нам придётся выбирать.
В наше время выбор надувных лодок на рынке достаточно широк. Лодки имеют большое количество технических и эксплуатационных характеристик, разобраться в которых бывает не очень просто. Немного теории:

Ткани ПВХ:

Современная промышленность выпускает огромный ассортимент ПВХ тканей, предназначенных для изготовления надувных лодок. Такие материалы имеют внутри переплетённый синтетический корд (армирование), обеспечивающий прочность ткани.
Бывают лодки и из безкордовых ПВХ тканей и, если лодка вам нужна для развлечения, купания на пляже или просто недалеко поплавать по озеру на пикнике, вполне можно рассмотреть этот вариант. Для рыбалки, охоты или путешествий - не рекомендую. В дальнейшем речь будет идти только об армированных ПВХ.
Ткани различаются между собой плотностью или весом в граммах на квадратный метр. Основные плотности, используемые в производстве: 650, 750, 850, 1050 г/м2. Этот показатель влияет на прочность ткани, стойкость к проколам и на вес лодки.
Гребные лодки выпускаются обычно из тканей плотностью 650-750 г/м2. Средний класс моторных лодок длиной от 2,8 метра до 3,5 метра из плотностей 750-850 г/м2. Лодки длиной от 3,5 метра: это 1050 и выше. Существуют и меньшие плотности 250-600 г/м2, из них делают сверхлегкие лодки, которые можно далеко носить за плечами. Из плотностей больших чем 1050 г/м2: 1100, 1350, 2200 часто производятся баллоны для стеклопластиковых катеров RIB. Но иногда производители лодок выпускают модели с усиленными отдельными частями делая 2-3 слоя ПВХ ткани.
Любой лодочный производитель указывает плотность в документации к своему товару. Чем выше плотность ткани, тем она прочнее, но соответственно больше её вес и выше цена лодки.

Размеры лодок:

Длина лодки обычно указывается производителем в сантиметрах. Например, лодка 420 имеет длину 4,2 метра. Некоторые покупатели при выборе лодки ориентируются только на ее длину. Потом смотрят на цену, и связка "длина/цена" является основой выбора при перелистывании предложений в интернете. Само собой, что кроме длины и цены необходимо обращать внимание и на другие параметры.
Диаметр баллона. От диаметра баллона зависит, грузоподъемность лодки. Также, чем баллон толще, в лодку попадает меньше воды при захлестывании волнами и выше расположены банки, а значит удобнее сидеть. Но слишком большой баллон дает лодке большую парусность, ветер оказывает большее сопротивление при движении. Поэтому производители ищут баланс между диаметром баллона и длиной лодки.
Диаметр.jpg
Ширина и длина кокпита. Ширина измеряется между баллонами внутри, а длина от внутреннего баллона носа до транца или кормового баллона. Разумеется, чем больше площадь кокпита лодки, тем больше ее вместимость. При выборе лодки стоит приблизительно прикинуть: хватит ли вам внутри нее места?
Ширина кокпита.jpg
Ширина лодки. В сумме ширина кокпита лодки и два диаметра баллона дают общую ширину лодки. От этого параметра зависит остойчивость лодки, чем шире лодка, тем больше ее устойчивость к переворачиванию. Но для заросших водоемов и камышей широкие лодки хуже подходят.
Ширина.jpg
Количество надувных отсеков. Баллоны любой надувной лодки имеют несколько отдельно надувающихся отсеков. Это необходимо для того, чтобы в случае пробоя одного из отсеков лодка могла сохранять плавучесть на воде и можно было добраться до берега и произвести ремонт. Минимальное количество отсеков надувной лодки равно двум. Практически все гребные лодки и небольшие моторные лодки эконом-класса имеют два раздельных отсека баллона. Этого достаточно, чтобы лодка не пошла ко дну в случае пробоя. Количество отсеков баллона равное трем используется в большинстве надувных лодок малого и среднего класса. Если лодка оснащена надувным килем, он также является отдельным отсеком. В таком случае производитель лодки обычно указывает: "количество надувных отсеков = 4 (3 баллон +1 киль)" Несмотря на то, что надувной киль имеет небольшой объем, за счет своего расположения по центру лодки, он в случае пробоя одного из основных отсеков баллона, уменьшает крен (наклон) лодки в сторону пробитого отсека. Если лодка оснащена надувным дном: это еще +1 отсек непотопляемости. Чем больше количество отсеков в баллонах надувной лодки, тем выше безопасность эксплуатации.

Типы днища.

Надувные лодки имеют большое количество вариантов исполнения днища. На одном и том же базовом баллоне с помощью изменения конструкции днища можно реализовать надувную лодку с абсолютно разными эксплуатационными характеристиками. В зависимости от исполнения днища будут меняться такие характеристики, как мореходность, вес лодки, удобство сборки/складывания лодки, общая жесткость конструкции, безопасность плавания.

Плоскодонные лодки. Самым простым вариантом реализации днища надувной лодки является плоское дно из ПВХ материала, из которого изготовлены баллоны лодки. Несмотря на существенные недостатки такой конструкции:
• в лодке можно только сидеть, а уверенно встать на тканевое дно не получится;
• плохая мореходность.
От использования плоскодонок без жесткого пола не отказываются.
Очевидные плюсы такого днища:
• наименьший вес лодки (деревянный пол обычно весит не меньше половины веса надувной части лодки)
• простота сборки/складывания: подготовить к рыбалке такую лодку можно без лишнего труда и очень быстро.
• стоят дешевле.
Плоским тканевым днищем оснащены большинство гребных надувных лодок и эконом-класс небольших моторных лодок. Плоскодонные надувные лодки могут комплектоваться несколькими видами полов (фанерные, надувные), как штатно, так и дополнительной опцией.

Килевые надувные лодки с жесткими полами (пайолами).

Килевых надувных моторных лодок с жесткими пайолами на рынке огромное количество. Конструктивных отличий у этих лодок достаточно: форма килеватости, тип сборки пола, материал пайол (влагостойкая фанера, алюминий).
Фанерные пайолы для лодок выпускаются толщиной 9 мм и 12 мм. Толщину 9 мм используют в лодках малого класса и лодках среднего класса длиной до 330-350 см. Толщину 12 мм используют в лодках от 300 см и выше, зависит от модели и производителя. Чем толще фанера, тем тяжелее пайолы. Но на больших лодках с широким кокпитом тонкую фанеру использовать нельзя: киль будет сильно выгибать дугой поверхность пола, да и жесткость конструкции будет не из лучших. Толщину фанеры пайол производитель указывает в спецификации к лодке.
Обязательной частью килевой надувной лодки с жестким полом является надувной киль из ПВХ ткани. Он располагается под сборными пайолами и при накачивании натягивает днище до нужной формы. При этом днище изготовлено не плоским, а ему формой кроя придан необходимый объем, что дает возможность создать килеватось необходимой формы и величины.
Зачем лодке нужен киль? При движении под мотором при наличии киля лодке облегчается выход на глиссер. Такой режим позволяет судну развить намного большую скорость, чем в водоизмещающем режиме. Также наличие киля обеспечивает лучшую устойчивость лодки на курсе.
Бывает так, что при присутствии в лодке только одного человека - рулевого, лодка выходит на глиссер. А двух человек мотор поднять уже не может, лодка просто плывет в водоизмещающем режиме. Поэтому, если вы не обладатель лодочного мотора необходимой мощности или не собираетесь им становиться, брать килевую лодку большого смысла нет. Плыть в водоизмещающем режиме примерно с тем же результатом можно и на плоскодонной лодке, сильно ощутимой разницы не будет, а денег потрачено будет больше.

Надувные лодки с килевым надувным дном низкого давления НДНД.

Более удобный вариант, когда вместо фанерного пола используется надувное дно низкого давления (НДНД). Такое дно представляет собой надувной матрас килеватой формы крепко вклеенный между баллонами и транцем лодки. Лодки с НДНД завоевали большую популярность несмотря на то, что стоят дороже. Преимущества таких лодок - меньший вес по сравнению с лодками с жестким полом, очень быстрая и легкая подготовка к плаванию - накачал, поставил на воду, подвесил мотор и готово.
Тайфун.jpg
Тайфун дно.jpg

Транцы.

Транцем надувной лодки называется жесткий элемент, изготовленный обычно из влагостойкой фанеры, на который крепится подвесной лодочный мотор. Транцы бывают, как съемные, так и стационарные - полностью вклеенные между баллонами.
транец.jpg
Съемные или навесные транцы используются для оснастки только гребных лодок, чтобы была возможность закрепить мотор. Конструкций таких транцев много, но суть одна: на корму гребной лодки приклеиваются несколько рымов или других элементов фурнитуры. Подвесной транец своими крепежами вставляется в фурнитуру на баллоне.
На такую конструкцию можно вешать только маломощные моторы. Гребная лодка в отличии от классических моторных не имеет за кормой опоры на воду. Поэтому даже мотор мощностью 3,5 л/с при резком повороте ручки газа способен поставить гребную лодку "свечкой" и перевернуть через себя.
Вклеенные стационарные транцы из влагостойкой фанеры используются практически на всех типах надувных моторных лодок. Они имеют различную толщину и высоту в зависимости от максимальной мощности и типа подвесного мотора, который положено устанавливать на данную модель лодки.
Толщина транца моторных лодок различного класса колеблется от 18 мм до 36 мм. Чем толще транец, тем он крепче и большей мощности мотор способен выдержать.
Толщина транца 18 мм используется в лодках, рассчитанных на мощность до 5 л/с. Транец толщиной 22 мм способен держать моторы до 15 л/с. Толщина 27 мм для мощности до 30 л/с, а 36 мм - от 30 л/с. Это стандартные толщины транцев, другие почти не используют производители надувных лодок.
Второй параметр - это высота транца. Измеряется она по центру транца, там, где подвешивается двигатель, от самого низа транца до его верха.
Для чего нужно знать высоту транца надувной лодки? Дело в том, что подвесные лодочные моторы производятся с различной длиной дейдвуда (ноги). Есть моторы с короткой ногой "S", есть с длинной "L". Стандартные высоты транца для этих двух разновидностей моторов: 381 мм - короткая нога "S", 508 мм - длинная нога "L".
Но бывают и отклонения. Например, транцы под короткую ногу могут иметь высоту и 385 мм и 395 мм. Углубляться в детали соответствия высот транцев с длиной дейдвуда не буду. Скажу только самые основные моменты, которые базово нужно знать:
Практически все надувные моторные лодки выпускаются с транцем под короткую ногу S. Высоты транцев: 381, 385, 395 мм подходят для коротконогих моторов. Лодки с транцем под длинноногий мотор производители обычно выпускают под заказ, они востребованы на рынке значительно меньше. Самое главное, при выборе мотора не ошибиться и случайно не купить длинноногий вместо коротконогого.
Транец лодки оснащен двумя накладками под струбцины двигателя и в сливным клапаном для аварийного слива воды из кокпита. Маленькие недорогие моторные лодки сливным клапаном обычно не оборудуются.

Банки (сиденья).

Стандартный вариант: банки из влагостойкой фанеры. В зависимости от пассажировместимости лодка оборудуется одной, двумя или большим количеством банок.
Фанерные банки имеют два основных варианта крепежа к баллонам лодки: стационарные, вставляемые в литые ПВХ держатели и передвижные с системой крепежа ликтрос-ликпаз.
Стационарные банки используются в основном в гребных и малых моторных лодках.
Передвижными банками оснащаются надувные суда всех классов, это самый популярный тип крепежа сидений. Есть возможность передвинуть сиденья в нужное положение и таким образом настроить лодку под себя, как будет удобно.
Банки для надувных лодок выпускают из влагостойкой фанеры толщиной 15 мм и 18 мм. Из толщины 15 мм делают сиденья на лодки с узким и средним по ширине кокпитом. Из толщины 18 мм на лодки с широким кокпитом. Соответственно, при увеличении длины лавки пропорционально увеличивается и ее ширина. Размеры фанерных банок начинаются от 50x20 см на малых лодках и заканчиваются 120x30 см на больших.
В связи с тем, что фанерные банки - жесткий элемент, долго сидеть на них неудобно. Особенно при движении под мотором, когда лодка ударяется о волны. Чтобы смягчить удары и сидеть было комфортно, для фанерных лавок продаются мягкие накладки.
Банка.jpg
Для того, чтобы сидеть в лодке ПВХ, производители делают также несколько видов надувных сидений. Это надувные пуфики и кресла, располагающиеся обычно на дне лодки внутри кокпита.

Оснастка и комплектация.

При выборе надувной лодки ПВХ также стоит обратить внимание на элементы ее оснастки и на то, что входит в штатную комплектацию.
Весла для надувных лодок ПВХ в комплекте всегда разборные, сделаны из алюминия. Длина весел бывает от 110 см до 200 см, производители комплектуют длиной, подходящей к данной модели лодки.
Вёсла.jpg
В комплекте к любой надувной лодке обязательно идет ножной насос.
Насос1.jpg
Чтобы быстрее накачивать лодку от аккумулятора автомобиля можно дополнительно приобрести электрический насос на 12 вольт.
Насос2.jpg
Изучив основные характеристики переходим к выбору лодки.

Если вы охотник и вам, например, нужно много лазать по болотам переходя из одного в другое? Вы представляете себе, как несёте на себе ружье со всеми охотничьими причиндалами, добытую дичь и лодку весом в килограмм сорок? Тяжело? Для таких случаев есть лодки, которые весят около десяти килограмм. У таких лодок нет пайол, транца, всего одна банка, габаритные минимальные размеры около 2 метров.
Если вы рыбак и лодку нужно донести только от машины до водоёма, то вариантов становится больше:
• Плоскодонка – если не нужна большая скорость или вообще нет мотора и при этом хочется сэкономить денег – это лучший вариант. При этом длину лучше брать от 2.5 до 3.5 метров чтобы удобнее разместиться со всеми снастями.
• Килевые надувные лодки – если хочется прокатится с ветерком, то лучше брать лодку от 3.2 до 3.8 метров. При этом если позволяют средства, то НДНД.

Если вы часто рыбачите вдвоём, то для комфорта лодку нужно брать от 3.5 до 4.5 метров. При этом если у вас мощный мотор, то однозначно НДНД с повышенной килеватостью.

А если вы выезжаете большой компанией или вам нужно перевозить много груза, например, в длительных походах, то ваш выбор лодки от 4 метров.

Подробнее о том, как влияет модель, длина и мощность мотора на ходовые качества лодки в статье «Сравнение лодок НДНД»

Ответить